Восприятие музыки
Содержание к работе: |
|
Введение 3 Глава 1. Анализ основных направлений исследования восприятия музыки ..10
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективной семантики музыки 58
Заключение 105 Литература 108 Приложение 122 |
|
Введение к работе: |
|
Актуальность проблемы. Проблематика механизмов восприятия музыки является традиционной для психологического исследования, ее научные основы были заложены в трудах классиков, прежде всего - Г. * Гельмгольца (1875), К. Штумпфа, а также - Г.Т. Фехнера (Fechner, 1876), В. Вундта (1880), Т. Рибо и др. Вместе с тем психология восприятия музыки является современным, постоянно развивающимся направлением, о чем свидетельствуют регулярно проводящиеся специализированные конференции, секции на общепсихологических форумах, растущий объем публикаций, периодических изданий. За более чем вековую историю психологии восприятия музыки был накоплен большой объем эмпирического материала, который обобщался в многочисленных классификациях видов и типов восприятия музыки, отражающих те или иные аспекты этого процесса, вообще отличающегося необычайным многообразием, полиморфностью своих проявлений. Сами классификации различаются степенью разработанности и варьируют от узких эмпирических обобщений до схем, связанных с определенным теоретическим подходом. Вместе с тем, как показывает анализ, для имеющихся классификаций характерно сосредоточение на каком-либо одном аспекте восприятия музыки, соответственно, они изначально оказываются частными, им не хватает полноты охвата материала. В свою очередь, это связано либо с недостаточной теоретической обоснованностью самих критериев классификации, либо с узостью используемой методологии. Подобная узость, парциальность теоретических подходов к восприятию музыки давно является предметом критики: требование к объединению различных объяснительных принципов высказывал уже К. Штумпф (2003). Тенденция к такому объединению прослеживается как в стремлении представить различные аспекты восприятия музыки в виде отдельных 4 эмпирических факторов, вносящих вклад в общее впечатление (Juslin, 2003), так и в рассмотрении их как проявления конкурирующих психических механизмов (Иванченко, 2001; Zentner, Scherer, 2001). Между тем существуют примеры успешной системной интеграции различных объяснительных принципов и тем самым — теоретических позиций, начиная с 3. Фрейда (1995) и Л.С. Выготского (1965) и заканчивая Дж. Купчиком (Cupchik, Winston, 1 1992) и Д.А. Леонтьевым (1998) на современном этапе. Однако следует отметить, что интеграция в работах этих авторов производится на уровне общепсихологических концепций восприятия искусства, но не на материале восприятия музыки. Существенной трудностью в решении данной задачи оказывается расхождение разных языков описания, в первую очередь - языка музыковедческого и психологического. Первый оперирует такими понятиями, как музыкальная форма, стиль, жанр и т.д., в то время как другой - понятиями психических процессов восприятия, ментальных репрезентаций музыки и т.п. Несмотря на некоторое «наведение мостов», неизбежно происходящее в рамках эмпирических исследований в музыкальной психологии, задача соотнесения этих двух языков, перевода с одного на другой, до сих пор не решена. Л.Я. Дорфман (1997) в этой связи пишет даже о параллельном существовании двух психологии искусства, «психологической» и «искусствоведческой». Междисциплинарный характер проблематики восприятия музыки и полиморфность данного феномена предполагают общепсихологический подход к нему как к сложно организованному динамическому процессу, обусловленному факторами разного порядка. В литературе приводятся противоречивые данные о влиянии на восприятие музыки таких факторов, как музыкальная компетентность слушателя и формальные характеристики музыки. Так, с одной стороны, в ряде исследований музыкально компетентные испытуемые лучше справлялись с задачами опознания, выделения различных элементов 5 музыкальной ткани. В то же время многими авторами приводятся факты независимости музыкального впечатления от специального образования слушателя, а также нечувствительности слушателей с разной степенью музыкального опыта к сложным уровням музыкальной структуры. Таким образом, актуальным является вопрос о характере влияния структурных характеристик музыки на процесс ее восприятия в целом и роли в нем музыкальной компетентности слушателя. Целью нашего исследования является исследование зависимости восприятия музыки от характера музыкальных произведений и музыкальной компетентности слушателей. В соответствии с основной целью исследования сформулированы его задачи:
Гипотезы, проверявшиеся в исследовании: 1. Характер конкретного процесса восприятия музыки определяется особенностями взаимодействия трех его основных аспектов: (1) когнитивной переработки (слуховая дифференциация, по Б.М. Теплову); (2) эмоционального переживания музыки и (3) понимания ее смыслового содержания. В последнем случае речь идет о том, что, как и другие виды искусства, музыка не только является стимулом, вызывающем эмоциональные реакции, но и транслирует определенные заложенные в нее смыслы (А.Н. Леонтьев), воспринимаемые слушателем.
Объектом исследования является процесс восприятия музыки. Предметом исследования является соотношение когнитивного, эмоционального и содержательно-смыслового аспектов восприятия музыки и ее интегральной эстетической оценки в зависимости от сложности музыкальной структуры и музыкальной компетентности слушателя. Теоретико-методологическую основу исследования составили представления Б.М. Теплова о качественных характеристиках музыкальности и типах музыкальной одаренности, общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, психология субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой, деятельностно-смысловая модель восприятия искусства Д.А. Леонтьева. Методы исследования. В исследовании были использованы методы опроса, эксперимента и квазиэксперимента. Для регистрации зависимых переменных использовались методики из арсенала психологии субъективной семантики: модифицированный 25-шкальный семантический дифференциал (в варианте Е.Ю. Артемьевой), Ценностный спектр (Д.А. Леонтьев), Цветовой тест отношений (Е.Ф. Бажин, A.M. Эткинд), методика свободных описаний (Е.Ю. Артемьева) а также модифіщированная автором методика сопоставления мелодии и тембра музыкального инструмента. Достоверность данных, полученных в исследовании, обеспечивалась объемом выборки испытуемых, состоящей из 150 человек, сочетанием 7 разных методов исследования, их теоретическим обоснованием, применением количественных и качественных методов анализа данных, адекватных способов проверки статистических гипотез при помощи коэффициента ранговой корреляции R s Спирмена, коэффициента конкордации W Кэндалла, кластерного анализа, метода углового преобразования (р* Фишера, критерия ГВилкоксона. Новизна исследования. В работе систематически сопоставлены главные направления музыковедческих, социологических и психологических исследований восприятия музыки, выделены различия в теоретических позициях в отношении его основных аспектов, предложена классификация общепсихологических подходов. Впервые сделана попытка применения теории деятельности к исследованию восприятия музыки и предложена авторская уровневая классификация видов восприятия музыки по деятельностному основанию.
Проанализированы эмпирические критерии выделения различных
привлекательности) и объективные (фиксация поведенческих и физиологических коррелятов воздействия стимула). Впервые для изучения основных аспектов восприятия музыки использована комбинация нормативных и формальных критериев эстетического оценивания, шкальных семантических методов с разными уровнями сложности музыкальной структуры и компетентности слушателя. Разработана и впервые использована для соотнесения основных аспектов восприятия конкретных музыкальных произведений модификация методики сопоставления мелодии и тембра музыкального инструмента. Эмпирически обнаружены и исследованы субъективные семантические характеристики различных музыкальных объектов. Выявлена специфика семантических описаний разного типа: невербальных, коннотативных и 8 ценностных. Установлены взаимосвязи между сложностью музыкальной структуры произведения, его интегральной эстетической оценкой, семантическими оценками и компетентностью слушателей. Теоретическая значимость работы заключается в анализе и систематизации существующих направлений теоретических и эмпирических исследований восприятия музыки. Предложена деятельностно-уровневая классификация видов восприятия музыки. Выполнен анализ и классификация эмпирических методов изучения разных аспектов восприятия музыки, обоснован комплексный подход к этим задачам. Полученные эмпирические результаты углубляют представления о восприятии музыки как сложном многомерном динамическом процессе, обусловленном разнопорядковыми факторами, его индивидуальных различиях. Практическая значимость проведенного исследования восприятия музыки напрямую связана с задачами диагностики музыкальных способностей, а также обучения музыке в общеобразовательных и специализированных учреждениях. Полученные результаты выдвигают на передний план вопросы интерпретации музыки, понимания ее смыслового содержания. Развитость слуха, как и эмоциональная восприимчивость, являются необходимыми предпосылками интерпретации, но при ее отсутствии оказываются малополезными. Соответственно, обосновывается необходимость направления основных усилий в диагностической и педагогической работе на выявление и развитие способности к пониманию музыки, к ее самостоятельной интерпретации. Положения, выносимые на защиту: 1. Восприятие музыки может протекать на качественно разных уровнях, что обусловлено взаимодействием трех основных аспектов этого процесса: когнитивной переработки, эмоционального переживания музыки и понимания ее смыслового содержания. Уровень восприятия отражается в качественном своеобразии интегральной эстетической оценки музыкального объекта.
Апробация результатов работы. Результаты исследования были представлены и обсуждались на Всероссийской школе-семинаре молодых ученых «Психология познания: исследовательские традиции и новые подходы» (Москва, 2005), Международной конференции «Четвертые Чтения памяти Л.С. Выготского. Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности» (Москва, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Опыт работы с одаренными детьми в современной России» (Москва, 2003), Всероссийской научно-практической конференции "Психология искусства" (Самара, 2002). Результаты исследования отражены в 10 публикациях. Структура диссертации: текст исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает в себя 158 наименований, из них 85 - на иностранных языках. Объем диссертации 129 страниц. |
Источник: http://www.lib.ua-ru.net
- ( "Создано:" 2012-07-09 15:38:00) - Дизайн акустической комнаты - акустика, дизайн, звук, интерьер
- ( "Создано:" 2012-02-04 15:45:03) - Бас-барабан: мощная техника - Пособие, упражнения, навыки
- ( "Создано:" 2012-02-04 14:57:51) - Мастер-класс игры на блюзовой гитаре - Упражнения, руководство, советы
- ( "Создано:" 2012-02-04 14:31:26) - Подробный самоучитель игры на гитаре в разных стилях музыки - Все о гитаре
- ( "Создано:" 2011-12-17 09:36:45) - Тренажер для начиниющего гитариста - Ноты, гитара, тренажер
- ( "Создано:" 2011-11-18 10:14:39) - Донотный период начального обучения гитариста - книга
- ( "Создано:" 2011-10-05 11:41:25) - Басовый ключ упражнения
- ( "Создано:" 2011-09-24 22:49:15) - Интеллектуальные системы управления-Книга
- ( "Создано:" 2011-09-12 12:34:17) - Джон Леннон
- ( "Создано:" 2011-09-12 11:39:36) - Майкл Джексон
Главное меню
- Главная
- О создании сайта
- Правила на сайте
- Пользовательское соглашение
- Аудио форматы
- Видео форматы
- Работа с Аудио
- Работа с Видео
- Мобильный софт
- Полезные программы
- Видео Веб Фотокамеры софт драйверы
- Улучшение звука в Windows-мастеринг DJ VST плагины
- Статьи-схемотехника для начинающих
- Статьи-схемотехника для профессионалов
- Музыкальный ликбез
- Разное о звуке и TV
- Обратная связь: администратор
- Обратная связь: инженер разработчик
- Производство
- Карта сайта
- Добавить новость
- Работа в сети Интернет
Мини чат
Сообщения чата |
|
|